Ваш город: Москва | Санкт-Петербург
ВЫЗОВ МАСТЕРА

Вызов мастера на дом. Срочный ремонт по всей Москве и Подмосковью. Мы работаем каждый день: будни, выходные и праздники.

ВОПРОС-ОТВЕТ

Получить ответ на любой вопрос по ремонту бытовой техники и электроники или другой нашей услуге можно в рубрике «Вопрос-Ответ»

Правила эксплуатации швейных машин

Подготовка к работе

Прежде чем начать шить на машине, приведите в порядок её внешний вид. Помните: чистота — одно из главных условий нормальной и надёжной работы всех швейных машин. После работы (или до её начала) обязательно проверьте чистоту челночного устройства, кольцевую канавку в пазу, где вращается челнок, и внутреннюю полость шпульного колпачка.

В корпусе хода челнока тех машин, где челнок совершает колебательные движения (машины “Чайка” 2М кл. ПМЗ, “Лучник” и др.) в углу кольцевого паза есть кольцевая канавка, в которой скапливаются концы оборванных ниток, очёсы от обрабатываемой ткани и другие посторонние наслоения. Они тормозят движение челнока, создавая тяжёлый ход машины. При электрическом приводе это одна из причин сильного перегрева и порчи реостата в педали и двигателе.

Внутри шпульного колпачка на остановочном винте также скапливаются очёсы от ткани и ниток. Они тормозят вращение шпульки, отчего натяжение нижней нитки увеличивается. Это, в свою очередь, вынуждает швею увеличить натяжение верхней нитки. В результате, верхняя нитка начинает обрываться. Вот почему надо уделять особое внимание чистоте указанных деталей при каждом шитье.

Для получения красивой строчки необходимо:

  • обеспечить исправность машины;
  • подобрать иглы и нитки;
  • уметь регулировать строчку.

Для выполнения перечисленных условий надо обладать определёнными знаниями. Конечно, на каждую машину есть инструкции завода-изготовителя. Они толковые, подробные, но все равно не дают нужного количества информации для успешной работы на машине.

Часто можно слышать: «Вот раньше были машины: одной иглой и ниткой всё шили! А сейчас?..» Что тут скажешь? Раньше машины были только прямострочные. Они были устроены просто и не требовали высокого профессионализма в обслуживании.

Современные машины сложнее, так как выполняют множество операций. Соответственно, от швеи требуется больше знаний не только об устройстве машины, но и о её обслуживании.

Если машина длительное время не работала, прежде всего, проверьте состояние её механизмов. Если машина стояла в сарае или на чердаке, конечно, она могла заржаветь. В таком случае разберите её, вычистите до блеска каждую деталь, смажьте маслом, соберите и отрегулируйте все сопряжённые узлы.

Это большая, ответственная работа, требующая определенных знаний и опыта. Если машина простояла несколько лет в нормальных квартирных условиях, машину просто протрите ветошью и смажьте маслом. Поставьте иглу и заправьте нити, в соответствии с таблицей 1.

Таблица 1. Соответствие тканей, игл и нитей.

Ткань

Номер иглы

Номер ниток

Хлопчато-бумажных Шелковых

Тонкий шелк, батист

70

80

65

Коленкор, ситец, сатин, шелк, бельевые nкани

80

80

65

Тяжелая хлопчатобумажная ткань, бязь, фланель, топкая шерстяная ткань, тяжелый толстый шелк, проcтынное полотно

90

50-60

-

Шерстяная костюмная ткань, тик

100

40

-

Толстая шерстяная ткань, драп для пальто, сукно

110-120

30

-

Важно знать, что верхняя и нижняя нитки должны быть либо с одной катушки, либо с разных, но так, чтобы нижняя была тоньше (номером выше). Не получится хорошая строчка, если внизу и вверху будут нитки одного номера, но с разных катушек. Это положение имеет принципиальное значение.

Установите зубчатую рейку на требуемую высоту. Это сделать легко: толстые ткани и ткани средней толщины шейте при установке регулятора на отметке «Нормально», тонкие ткани — на отметку «Шёлк».

Силу нажима лапки на ткань отрегулируйте резьбовой втулкой, расположенной вверху на стержне лапки. На толстые ткани лапка должна нажимать сильнее, на тонкие — слабее, а на такие, как крепдешин, — совсем слабо (при сильном давлении лапки тонкие ткани будут стягиваться).

Установите рейку стежка. Для толстых тканей она должна быть 3-4 мм, для тонких 1-2 мм. Затем возьмите лоскут ткани и отрегулируйте на нём строчку винтом на шпульном колпачке и регулятором натяжения верхней нитки. Лучше это сделать следующим образом: заправьте шпульку нитью №40, вставьте шпульку в шпульный колпачок, зажмите регулировочный винт на колпачке до отказа, зятем отпустите его на пол-оборота.

Если нитка будет выходить очень туго, пассатижами с острыми губками подогните наружный усик пластинчатой пружины внутрь на 0,2 мм. От подгиба пластина поднимется, и нитка будет выходить слабее. Если это не поможет, подогните внутрь и второй усик на 0,2 мм. Если нитка выходит слишком свободно, легонько ударьте по месту сгиба усика молоточком или отверткой.

Так можно отрегулировать силу натяжения нижней нитки. В дальнейшем регулировочный винт на шпульном колпачке подтягивайте только в том случае, если на шпульке будет нитка №80 или шёлковая. Во всех других случаях его трогать не рекомендуется. Далее регулируйте строчку только регулятором натяжения верхней нитки.

Принцип регулировки такой: для тонкого материала гайку регулятора отпустите, для толстого — подожмите. Ну, а на сколько отпустить или поджать, укажет сама строчка. Если верхняя нитка видна снизу, гайку подожмите, если нижняя нитка видна сверху — отпустите.

Если нижняя нитка видна сверху и верхняя снизу одновременно, регуляторы как нижней, так и верхней строчки не помогут, как бы их не крутили. Более того, можно сбить всю регулировку строчки. Единственно правильное решение — перейти на более тонкие нитки и тонкую иглу. Нажимную гайку регулятора вращайте потихоньку, малыми дозами.

Сделайте пробную строчку, выньте из-под лапки ткань и потяните её, если оборвётся верхняя нитка, опустите гайку регулятора, если нижняя — отпустите винт на шпульном колпачке. Если требуется большое ослабление нитки, подогните усик пластинчатой пружины на колпачке.

В дальнейшем регулируйте строчку только регулятором натяжения верхней нитки (например, при изменении толщины ткани, номера иглы, верхней нитки, длины стежка, вида строчки).

Помните! Только верхняя нитка (часто этого не знают) снизу петляет. При шитье никогда не тяните ткань рукой. Маховик вращайте только на себя. Не опускайте иглу с заправленной ниткой без подложенной под лапку ткани и не начинайте шить с поднятой лапкой. Первый стежок будет образовываться только при условии нажима лапки на свободный конец верхней нитки.

При работе на машине с электроприводом или без него, первый оборот маховика делайте рукой. При обработке утолщенного шва, помогите ему войти под лапку. Делайте это спереди осторожно, в такт движению зубчатой рейки. При этом увеличьте частоту вращения маховика до максимально возможного. Так игла легче преодолевает препятствие. Ткань из-под лапки вынимайте только от себя.

По окончании работы опрокиньте машину на петлях, разберите челночное устройство: выньте шпульный колпачок (при поднятой вверх игле), снимите запорное кольцо, выньте челнок. Ветошью или другими неметаллическими острыми предметами вычистите паз, в котором вращается челнок.

Посмотрите в шпульный колпачок: на его дне часто скапливаются очёсы с ткани, нитей, также скапливается грязь. Весь этот мусор задерживает вращение шпульки. Вычистите все остальные детали и поставьте всё на место.

Под лапку подложите ткань и опустите иглу в крайнее нижнее положение. Если опустить лапку на подложенный материал, а иглу оставить в верхнем положении, на зубья будет постоянно давить лапка, и они могут деформироваться.

Хранение швейной машины

Нельзя оставлять машину в неотапливаемых помещениях: на верандах, чердаках, во флигелях и других подобных местах. В жилой квартире нельзя ставить машину у окна или на пол.

В перечисленных местах всегда повышена влажность, резко меняется температура. В таких условиях машина ржавеет. Лучше всего хранить машину герметически закрытой в сухом месте с постоянной температурой.

Смазка машины

Смазывайте все трущиеся части машины маслом марки И20А или И8А (где И — индустриальное, 20 и 8 — числа вязкости; А — улучшенное). Масло должно быть всегда свежее — после покупки используйте его в течение шести месяцев. Долго хранящееся масло темнеет, становится густым, осмоляется, теряет наиболее ценные качества, становится непригодно к применению.

Хотя в инструкциях и есть рисунок с указанными точками смазки, следует добавить, что смазывать надо все места, где есть движение металла по металлу. Задача смазки заключается в том, чтобы уменьшить трение, а значит, облегчить движение деталей, уменьшить их износ и шум машины.

Ни в коем случае нельзя смазывать машину любыми другими маслами. Это может привести к нежелательным последствиям, вплоть до полного вывода её из строя. Например, если смазать машину растительным маслом, через два-три дня оно засохнет и машина «замрёт». Такую машину возвращайте к «жизни» смесью растворителя № 647 и масла И8А в соотношении 1:1. Но для этого нужно терпение. И помните, что растворитель № 647 растворяет все краски, в том числе нитрокраски и нитроэмали.

Возникает вопрос, как часто надо смазывать машину: дать чёткий ответ трудно, так как все машины содержатся в разных условиях. На состояние машины влияет ряд факторов: температура, влажность воздуха, запылённость, степень конвекции воздуха, теплообмен, степень её эксплуатации и т. д. Наблюдения и практика показывают, что при ежедневной работе машины смазывать её надо один раз в неделю, при работе от случая к случаю — смазывать один раз в шесть месяцев.